Москва, улица Клары Цеткин, 29
Свой оригинальный вид здание Московского дома художников приобретает в 1883 году, когда его владельцем становится известный изобретатель-инженер, фабрикант и политический деятель Ф.К. Сан-Галли. На протяжении многих лет этот участок состоял из нескольких разрозненных зданий и принадлежал разных владельцам. Здесь размещались торговые лавки, издательство Семена, оптика Кони, спичечная фабрика Гамелина. Сан-Гали решает объединить несколько домов под одним арочным сводом на чугунном каркасе. Реализовать проект в тогда входящем в моду стиле модерн он приглашает архитектора А.А. Мартынова, который изменяет не только внешний вид, но и проводит полную реконструкцию внутренних помещений для выставочного пространства, в котором демонстрировались изделия заводов и мануфактур Сан-Галли.
Сегодня мало кто об этом помнит, но благодаря инженерной мысли предприимчивого немца в московских и петербургских домах появились первые радиаторы водяного отопления, которые он назвал «батарея». Сложные обогревательные системы, чугунное литье необыкновенной красоты, устройство общественных туалетов – далеко не весь перечень воплощений бурной деятельности Франца Карловича. Но, ни внушительный список полезных дел, ни принятие российского гражданства и переход в православие, не спасли его в 1915 году, и во время «немецких погромов» пассаж Сан-Гали был фактически уничтожен черносотенцами.
В 1918 года по инициативе булочника Филиппова в уникальном пространстве здания открывается литературное кафе «Питтореск». Это было оригинальное заведение в авангардном стиле, оформлением которого занимался Георгий Якулов, создавший по его словам «мировой вокзал искусств». Основной зал имитировал длинный перрон, на котором все ждут приходящего поезда, в декорациях использовались движущиеся конструкции, летающие аэропланы и удивительные абстрактные светильники. На сцене кафе выступали Владимир Маяковский и Давид Бурлюк, а Всеволод Мейерхольд ставил здесь блоковскую «Незнакомку». Кафе просуществовало почти год, после чего было закрыто «за декаденство». Здание перешло в ведение театрального отдела Наркомпроса, который в свою очередь открыл здесь свое литературное кафе под названием «Красный петух». В нём бывали Сергей Есенин и Николай Клюев, Валерий Брюсов и нарком Луначарский.
В 1930 году в доме размещается Всероссийский союз кооперативных товариществ работников изобразительного искусства «Всекохудожник», который в 1953 году был преобразован в Московский дом художника.
Увидеть это оригинальное здание вы можете во время наших пешеходных экскурсий.
Гид экскурсионного центра "Rara avis"